Лечебное учреждение – казенное, бюджетное, автономное…? 

31 мая 2010

«Развитие системы здравоохранения Ростовской области проводится последовательно и грамотно, - подчеркнула в начале своего выступления Председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального собрания РФ Ольга Георгиевна Борзова, – не упущено ни одной возможности, предоставляемой субъектам федерации для улучшения работы региональных служб  здоровья. Донские медики включались и активно участвовали во всех пилотных проектах и, в результате, получили опыт апробации новых форм организации медицинской помощи, заслужили высокую оценку своего профессионализма и добились  сохранения объема финансирования важнейшей  социальной сферы. Поэтому моя первая  рабочая встреча с конкретными исполнителями дальнейшей модернизации здравоохранения проходит именно здесь, на Дону».

О.Г.Борзова остановилась на принципиально значимых особенностях предстоящих изменений. Прежде всего, модернизация здравоохранения  базируется на просчитанной финансовой «подушке»: в ближайшие два года в здравоохранение будет дополнительно направлено 460 миллиардов рублей. Эти деньги будут получены за счет увеличения норматива страховых взносов с 3,1 до 5,1 процента. Региональные программы модернизации здравоохранения будут реализовываться  по трем направлениям:

- модернизация материально технической базы лечебно – профилактических учреждений (это и капитальный ремонт, и оснащение оборудованием в соответствии с новыми порядками оказания медицинской помощи);

- информатизация;                                             

- обеспечение стандартов оказания медицинской помощи.

На капитальный ремонт и обновление оборудования в течение двух лет планируется выделить 300 млрд. рублей. Впервые из федерального бюджета будут направлены средства на капитальный ремонт медицинских учреждений в регионах. Раньше выделялись деньги только на ремонт федеральных учреждений.

136 млрд. рублей будут выделены на повышение уровня обеспеченности стандартов  медицинских услуг. Они включают такие статьи затрат, как   заработная плата медицинского персонала, медикаменты, питание больных, расходные материалы и диагностическое оборудование. Кроме того, будет осуществлен переход на оплату медицинских услуг в системе ОМС по полному тарифу, что покроет все затраты медицинского учреждения на лечение больного и позволит оказывать  качественную медицинскую помощь в соответствии со стандартами лечения.

На дальнейшее развитие информационных систем в здравоохранении предполагается направить 24 млрд. рублей. В результате   значительно улучшиться организация доступа граждан к услугам медицинских учреждений. На территории всей страны будет  введен единый электронный полис ОМС, чтобы гражданин, в случае болезни, мог получить медицинскую помощь в любом регионе.

Важным социально ориентированным шагом станет создание фонда для поддержки неработающих пенсионеров. На лицевые счета пожилых граждан государство будет зачислять по 1 тысяче рублей в год. Эти деньги могут быть использованы  в качестве соплатежа за  медицинскую страховку. А если в течение определенного периода времени необходимости обращаться к врачу не будет, средства будут зачисляться  на пенсионный счет гражданина. Возможность  привлечения дополнительных средств повысит заинтересованность поликлиник и больниц в обслуживании этой категории больных.

Предложенная Программа модернизации отечественной медицины диктует необходимость  разработки   законодательного обеспечения.

Предстоит принять проект федерального закона, позволяющего аккумулировать  средства  в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования в объеме 2% страховых взносов на ОМС для финансового обеспечения модернизации здравоохранения.

Предусматривается изменить законодательство о медицинском страховании. Новый закон об обязательном медицинском страховании должен законодательно определить минимальный размер страхового взноса на ОМС неработающего населения одинаковый для всех регионов.

Особое значение будет иметь принятие проекта федерального закона, направленного на конкретизацию государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и ее финансовое обеспечение.

Председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ  сняла многие опасения, вызванные недавно принятым Федеральным  Законом  №83-ФЗ от 8.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». «Никакой боязни, что объёмы ассигнований в здравоохранение уменьшатся, быть не должно, - подчеркнула О.Г.Борзова. Цель нового федерального закона - повышение эффективности и качества  государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению, в том числе путем изменения механизмов их финансового обеспечения.

Закон предусматривает, что все существующие бюджетные учреждения  здравоохранения  будут разделены на  группы - казенные, бюджетные и автономные. Решение об отнесении конкретных учреждений к той или иной группе будет приниматься тем органом власти, в собственности которого находится имущество этого учреждения.

Для казенных учреждений средства будут выделяться по смете расходов, где будут прописаны все статьи затрат, включая заработную плату, оплату коммунальных услуг, транспортных расходов, вплоть до  покупки канцтоваров.

          Бюджетным и автономным учреждениям деньги будут выделяться в виде субсидий на оказание бесплатных услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием без четкой разбивки по статьям расходов. Необходимо подчеркнуть, что у бюджетного учреждения появляется возможность принятия управленческих решений, позволяющих эффективнее использовать свои ресурсы, повышается самостоятельность распоряжения имуществом. Казначейство и финансовые органы не будут иметь права решать, на что именно должны быть потрачены средства. Однако все счета учреждений остаются в казначействе, которое будет контролировать прохождение денег. Это позволит своевременно уведомить учредителя об опасностях финансового состояния учреждения.

           Новый федеральный закон повышает открытость и доступность сведений о бюджетном учреждении, публичный общественный контроль над его деятельностью.  В открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте можно будет получить  полную информацию о госзадании на оказание услуг, отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного госимущества, годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.

       Новые бюджетные учреждения являются государственными или муниципальными учреждениями и не могут быть частными учреждениями.

Соответственно, их учредитель и собственник всего их имущества – это либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование

     Главное отличие автономных организаций – самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств, перечисление их через банк, а не через казначейство, право привлечения инвестиций. В законе прописано, что в автономных учреждениях услуги, включенные в  госзадание, останутся для населения также бесплатными.

Очень важно, что не использованные до конца финансового года остатки субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, будут оставаться в распоряжении бюджетного учреждения.

Ни бюджетное, ни автономное учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это защищает права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий.

Бюджетное и автономное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Доходы от платных услуг остаются в самостоятельном распоряжении бюджетных учреждений и могут использоваться на их развитие.

Все государственное и муниципальное имущество, находящееся в распоряжении бюджетного учреждения, по-прежнему остается в государственной (муниципальной) собственности.

Для минимизации рисков ликвидации бюджетных учреждений предусмотрены ограничители:

1. Взыскание по долгам не может быть обращено на здания и особо ценное имущество.

2. Учредитель бюджетного учреждения (орган государственной власти, орган местного самоуправления) при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем.

3. Устанавливаются ограничения на крупные сделки, которые не могут осуществляться без согласования с учредителем.

Министр здравоохранения Ростовской области Т.Ю.Быковская подытожила встречу, выделила первоочередные задачи: «Качество предоставляемой медицинской услуги станет мерилом и системы здравоохранения, и лечебного учреждения, и медицинского работника.  До 1 декабря текущего года  нам необходимо не только разработать, обсудить, но и защитить программу модернизации здравоохранения Ростовской области. Основой данному проекта станет Паспорт территории, учитывающий индивидуальные особенности населения Донского края, эпидемиологии заболеваемости, структуры смертности, софинансирования из регионального бюджета. Мы должны четко уяснить, что распределение средств по госзаказу как по регионам, так и внутри субъекта, и даже внутри ЛПУ, будет индивидуальным. Уверена, что организаторы здравоохранения области экзамен на профессиональную состоятельность сдадут успешно, здесь нам всем очень пригодится навык проектной работы, полученный донскими медиками при реализации  пилотных мероприятий. Свой шанс подняться на следующую качественную ступеньку донское здравоохранение также не упустит».