г. Медицинская правда №10, 20.10.2008г.

Ростовская область подводит первые итоги

 

27 СЕНТЯБРЯ В КОНГРЕСС-ОТЕЛЕ «DON-PLAZA» (г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) СОСТОЯЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ ЦСКП В ЮФО (ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), ПОСВЯЩЕННАЯ ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, РАССМАТРИВАЕМЫХ КАК ПЕРВЫЙ ШАГ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ДАЛЬНЕЙШУЮ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 г.

 

На конференции присутствовали руководители и заместители руководителей основных министерств Ростовской области, которые за круглым столом обсуждали наиболее важные на данный момент проблемы и задачи, возникающие в ходе реализации проектов. В числе выступающих была и Татьяна Юрьевна Быковская, министр здравоохранения области, рассказавшая о том, какие изменения произошли в здравоохранении области за последнее время.

«... Развитие здравоохранения в области является приоритетным с 2001 года, как только в областном бюджете появились средства на статьи развития здравоохранения. Когда в 2005 году мы вступали в программу реализации национальных проектов, то имели достаточно благодатную почву для дальнейшего развития. На развитие здравоохранения из федеральных средств было направлено более 4 миллиардов рублей, и более 1,5 миллиардов рублей - из областного бюджета. И некоторые направления национального проекта начинают уже уступать место другим задачам, которые на сегодняшний день более актуальны для здравоохранения. В Ростовской области возникла возможность укрепления службы крови, усиления медицинской помощи населению, пострадавшему в ДТП, и программа сердечно-сосудистой патологии. Все это стало возможным благодаря тому, что в течение двух лет на федеральном уровне под политическим патронажем партии «Единая Россия» и благодаря политической воле наших федеральных руководителей вкладывались средства в развитие первичного звена системы здравоохранения. Сначала и я не понимала, почему задействовано только первичное звено, почему доплаты предоставляют только врачам-педиатрам, терапевтам и участковым. Нам казалось, что нужно было бы решать сразу все вопросы, и оппоненты очень много нас критиковали, говорили, что это работа всего лишь по одному направлению и никакого результата она не даст. Но мы получили достаточно большие и положительные результаты. Наши оппоненты пугали нас, говоря, что если мы начнем доплачивать участковым, педиатрам и терапевтам, то у нас останутся «голыми» стационары, но подобного не случилось - отток кадров из стационаров в поликлиники не произошел. Это нас еще раз убедило в том, что решение федеральной власти было совершенно правильным.

Задачу, которую ставило перед нами правительство, мы выполнили, и это видно по качественным показателям нашей работы. Почти две тысячи единиц медицинского оборудования получила область в рамках национального проекта. Усовершенствовано звено амбулаторно-поликлинического лечения, - теперь не нужно сразу обращаться в стационар. Однако в этой ситуации мы столкнулись с проблемой очередей в поликлиниках, то есть возникла нагрузка, и мы в рамках административного регламента за счет федеральных и областных средств сделали административный регламент и отработали его на территории Азовского района вместе с главой администрации Азовского района. Также и в Областной клинической больнице: все компьютеризировано, нет бумажной волокиты, соответственно, нет очередей, и люди удовлетворены тем, что они могут совершенно спокойно, в удобное для них время, попасть на прием к врачу. Именно сегодня можно уже говорить об определенных результатах, когда вложения бюджетных средств привели к качественным изменениям показателей. На 80 % обновился парк санитарного автотранспорта, мы получили 400 единиц автомобилей за счет средств федерального бюджета, при этом почти 1000 - за счет средств областного бюджета. Причем, в данном санитарном автотранспорте после поступления больного можно сразу же начинать оказывать медицинскую помощь. В городах и селах сократилось время подъезда машины скорой помощи к месту вызова, но в Ростове-на-Дону эта проблема существует, так как машина скорой помощи вообще не может проехать в связи с невероятной транспортной перегрузкой наших дорог и обилием пробок.

Одним из аспектов дефицита кадров явилась та самая доплата врачам-педиатрам и участковым. Терапевтическая и педиатрическая службы укомплектованы на 80%, - это дает возможность сократить нагрузку на врача. За эти годы более 300 тысяч работающих лиц и почти 170 тысяч лиц, работающих во вредных условиях в бюджетной сфере, прошли диспансеризацию в рамках программы здравоохранения. Нужно поднимать ответственность работодателя за диспансеризацию работников, - к сожалению, мы выявили достаточно много различных форм заболеваний. Работодатель не заинтересован в том, чтобы его работники были здоровы. Мы обратились в органы федеральной власти с вопросом о том, когда будет приниматься «Постановление о диспансеризации всего работающего населения на 2009-10 гг.», где будет прописана ответственность работодателя за состояние здоровья своего работника. Теперь государство оплачивает диспансеризацию, а до 2005 года - платил работодатель. Стоимость диспансеризации одного работающего составляет 974 рубля.

Следующий вопрос - это проблема иммунизации населения: мы доказывали родителям, что дети должны быть привиты. Сегодня у нас принят закон об иммунизации и иммунопрофилактике, где написано о том, кто несет ответственность в случае возникновения каких-либо поствакцинальных осложнений. За эти два года при осуществлении прививки от гепатита В, краснухи и гриппа, было выявлено явное снижение заболеваемости гепатитом В (в 1,5 раза), заболеваемостью краснухой - почти в 30 раз, заболеваемостью гриппом - в два раза. За все это время не превышен порог заболеваемости. И это экономически выгодно для страны. Прослойка привитого населения должна составлять не менее 20%.

В сентябре мы занимались проблемами ВИЧ, и средства массовой информации нам в этом серьезно помогали. Заблуждаются те, кто продолжает думать, что заболевание ВИЧ распространяется только на население антисоциальной среды. Сегодня эпидемия вышла в широкие массы и принимает широкий размах, остановить ее можно только профилактическими мероприятиями и привитием у молодого поколения нормального восприятия окружающего мира, образа жизни, понятия нравственности и семьи.

Лечение ВИЧ-инфицированного государству обходится около 5-6 тысяч долларов в год - это очень затратно для федерального бюджета. Но есть поддержка: общественные организации и люди, живущие с ВИЧ-инфекцией, помогают нам в информационной пропаганде.

Также важным вопросом является введение родильных сертификатов. Мы получили возможность получать самые дорогостоящие медицинские препараты, средства для лечебного питания женщин в период беременности. Родовой сертификат дает возможность повышать заработную плату в детских консультациях врачам узких специальностей. Достигнуты результаты по снижению младенческой смертности, которая, к сожалению, всегда выше средне-федеральной. Если на 1 января 2008 года младенческая смертность у нас была 12,6%, то сегодня по итогам 8 месяцев - 10,3%. Если раньше причиной смерти были родовые травмы, то на настоящий момент - внутриутробные инфекции. Также мы видим, что рождаемость растет. В этом отношении очень много сделал Ростов-на-Дону, учитывая, что в ростовских роддомах самые тяжелые патологии и много отказных детей, потому что Ростов - это мегаполис, сюда приезжает немало женщин, имеющих не очень хороший социальный статус. Мы должны понимать, что человек сам несет ответственность за состояние своего здоровья, и ни врачи, никакая высокотехнологическая медицинская помощь, никакие дорогостоящие препараты не помогут наладить демографическую ситуацию в стране.

Сегодня мы занимаемся еще и проблемой диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За полгода мы продиспансерезировали 2600 детей и выявили у них 9500 заболеваний, то есть на одного ребенка приходится 3-4 серьезных заболевания. Их лечение - весьма дорогостоящее, но государство занимается и этим. Министерство здравоохранения и социального развития России разрабатывает среднесрочную государственную программу развития здравоохранения в 2010-2012 гг., в которую плавно переходят национальные проекты и федеральные целевые программы, что сделает этот проект более мощным. По вопросам инсультов и онкологии также будут выделены средства на решение этих проблем.

С 1993 года, как только начал работать фонд обязательного медицинского страхования, медицинские услуги оплачивает сначала фонд, а затем страховые компании, осуществляющие деятельность в данной области. Человек не должен покупать полис добровольного медицинского страхования, он должен получить полис либо по программе обязательного медстрахования, либо за счет платных услуг, потому что это уже свершившийся факт. Вот для того чтобы усовершенствовать это направление, нам надо принять закон об обязательном медицинском страховании, о добровольном медицинском страховании и закон о защите прав врача и пациента».