ж. Национальные приоритеты №3-4, 2008г

Татьяна Быковская:

Солидарная ответственность в интересах льготников

По мнению заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Владимира Стародубова, которое он высказал на одной из пресс-конференций, Ростовская область входит в число территорий, где довольно успешно осуществляется работа по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) жителей Дона. Вместе с тем замминистра отметил, что в этой сфере имеется проблем, связанных прежде всего с недостаточным уровнем финансирования программы в тез регионах, в которых большинство льготников вышли из нее. О том, как сейчас обстоят дела с реализацией программы ДЛО, корреспондент «НП» попросил рассказать министра здравоохранения Ростовской области Татьяну Быковскую.

 

-  Татьяна Юрьевна, каким образом сейчас осуществляется обеспечение льготников лекарственными препаратами, какие новшества появились в этой системе?

- Прежде всего хочу напомнить, что в конце прошлого года право, полномочия и ответственность за лекарственное обеспечение федеральных льготников передано регионам при финансовом регулировании федерального центра. Государственная задача дополнительного лекарственного обеспечения получила развитие по двум направлениям. Одно регулирует обеспечение общего списка федеральных льготников, а второе - пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями, выведенное в отдельную федеральную программу по обеспечению лекарственными средствами больных по 7 наиболее тяжелым нозологиям.

Ответственным за поставку препаратов в первом случае являются органы управления здравоохранения региона совместно с уполномоченным поставщиком. Вo втором случае поставка дорогостоящих препаратов по заявке региона осуществляется федеральным центром.

- А сколько теперь на Дону людей, подпадающих под действие программы ДЛО, и какие меры предприняты для того, чтобы снабжение их лекарствами шло бесперебойно?

 

 

- По состоянию на 1 января текущего года в Ростовской области насчитывалось 394 342 человека, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, в том числе 151 125 федеральных льготников и 243 217 региональных льготников, включая детей до 3 лет.

До вступления в силу нового порядка, то есть в конце прошлого года, Минздрав Ростовской области подготовил всю необходимую нормативную документацию, разработал сетевой график проведения мероприятий по подготовке закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания на 1-е полугодие 2008 года. Разработан и утвержден Порядок взаимодействия всех участников организации обеспечения лекарственными средствами от муниципальных учреждений здравоохранения до уполномоченной фармацевтической организации.

Согласно результатам аукциона, проведенного 11 декабря 2007 года, государственный контракт на поставку лекарств в первом полугодии 2008 года для общего списка льготников заключен с ОАО «Фармация» (г. Шахты). Поставка началась уже с середины декабря 2007 года.

С начала текущего года для обеспечения федеральных льготников по общему перечню в область поставлено 1017 торговых наименований лекарственных средств на общую сумму 208 млн. рублей. Направлено в пункты отпуска лекарств на сумму 140 млн. рублей. Врачами выписано около 160 тысяч рецептов, чуть более 3 тысяч из них остается на отсроченном обслуживании (менее 2 процентов из числа выписанных).

В реестр больных, нуждающихся в получении дорогостоящего лечения за счет средств федерального бюджета по 7 высокозатратным заболеваниям, включено 587 человек. Для примера - с 17 декабря 2007 по 8 февраля 2008 года для жителей Ростовской области на уполномоченный аптечный склад было поставлено дорогостоящих лекарственных средств на общую сумму 127,9 млн. рублей по 27 торговым названиям.

Хочу обратить особое внимание на тот факт, что фирма, отвечающая за логистику и осуществляющая доставку лекарственных средств в нашем регионе, поставляет дорогостоящие препараты пациентам на дом по адресу их проживания. Им не приходится тратить время и силы на поездку в аптеку и стояние в очередях. За прошедшим, с начала года период уже доставлены лекарства по более 500 рецептам на сумму более 37 миллионов рублей.

- Татьяна Юрьевна, а как обеспечены лекарствами так называемые региональные льготники? И насколько, с вашей точки зрения, эффективен контроль над выполняемыми

поставками?

 

- Региональная компонента лекарственного обеспечения в 2008 году составляет 185 миллионов рублей. В область поставлено препаратов на 25,8 миллиона рублей по 1263 наименованиям. Выписано 64 203 рецепта, из них обслужено 48 300. В настоящее время на отсроченном обслуживании около 3 000 рецептов. По программе «Диабет» 132 миллиона рублей будет направлено на закупку сахороснижающих препаратов, инсулина и средств самоконтроля для диабетиков.

Что касается контроля выполнения программы ДЛО: в феврале 2008 года комиссией. Росздравтадзора РФ было проведена проверка реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами на территории Ростовской области в нынешнем году. Комиссия пришла к выводу, что в целом программа органами исполнительной власти области выполняется удовлетворительно. За период (январь 2008 года) жители, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают лекарственные средства практически в полном объеме в соответствии с медицинскими показаниями. Ростовская область признана одной из успешных в организации ДЛО, отмечена профессиональная работа по составлению алгоритма взаимодействия с уполномоченным поставщиком.

- А какие проблемы в осуществлении программы ДЛО в нашем регионе вы считаете наиболее актуальными?

 

 

- Их, на мой взгляд, несколько. Но наиболее очевидная из них, причем, имеющая функциональное значение, - отказ граждан от льготы в натуральном ее выражении - в форме обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением и прочим. Нам, в отличие от большинства субъектов Южного федерального округа, удалось удержать в системе около 30 процентов федеральных льготников. Но и это, думаю, очень мало, что порождает определенные трудности.

Если бы все жители донского края, имеющие право на получение социального пакета (а их почти 500 тысяч человек), сохранили его в натуральном выражении, то область получила бы на дополнительное лекарственное обеспечение 2,1 миллиарда рублей. Это были бы те деньги, которые были бы направлены в систему для обеспечения людей медикаментами. Но многие, как уже сказано, вышли из системы. По разным причинам. Кого-то сделать это заставила неразбериха, царившая в обеспечении лекарствами льготников в 2006-2007 годах. Они просто разуверились в том, что может произойти в этой сфере улучшение. А оно произошло. Другим (прежде всего инвалидам-опорникам, в том числе молодым ребятам, пострадавшим в период проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе) эта натуральная льгота пока действительно не очень нужна. Но факт остается фактом. Вместо более чем 2 миллиардов рублей на общий список больных нам из федерального бюджета выделено 754 миллиона рублей. Остальные почти 1,5 миллиарда люди получают через отделения Пенсионного фонда РФ просто как добавку к пенсии.

Мы не можем запретить людям выходить из системы ДЛО. Но каждый должен понимать, что, забирая свой социальный пакет, он не только сам теряет право на получение государственного лекарственного обеспечения, но и уменьшает шансы на его получение еще нескольким пациентам. Мы все должны понимать, что государственные программы всегда предполагают солидарную ответственность всех участников системы за ее эффективное функционирование, за рациональное использование инвестиций в здоровье человека,

Вообще я считаю, что допущена системная ошибка: ДЛО работает по страховому принципу, значит, безобидно для системы выйти из нее нельзя. За каждым вышедшим ушли деньги. Оставшиеся больные, как правило, самые тяжелые, остаются при минимуме средств.

Возникает и иная проблемная ситуация. Жизнь есть жизнь, в ней всякое случается. И нередко бывает такое, что человек, еще недавно чувствовавший себя вполне удовлетворительно, вдруг начинает испытывать трудности со здоровьем. Но если он до 1 октября текущего года написал соответствующее заявление и вышел из системы, то вновь получать вместо денег натуральную льготу он сможет только через год.

- Да, статистика не очень

оптимистичная...

 

- Все же я бы не стала драматизировать ситуацию. На высокозатратные заболевания мы добились добавки средств, и нам выделено 548 миллионов рублей. Таким образом, мы имеем 1,3 миллиарда рублей на 2008 год в расчете на 151 тысячу льготников. Это гораздо лучше, чем в прошлом году.

К счастью, удалось значительно улучшить ситуацию по обеспечению инулином больных сахарным диабетом. Еще в прошлом году эта проблема стояла довольно остро. Тем не менее мы не можем пока полностью решить вопрос выписки диабетикам лекарств для лечения сопутствующих заболеваний.

Мы не можем выписать все, что хочется пациенту, по той же причине - на это нет средств.

Уход людей из программы имеет две стороны: с одной - меньше стало средств. С другой - теперь главные врачи районов, участковые терапевты практически наизусть знают имена и истории оставшихся больных, их относительно немного, полторы - две тысячи человек на территорию. И, соответственно, работать с каждым индивидуально.

- Немало жалоб на то,- что

врачи отказываются выпи­сывать какие-то конкретные виды лекарств, чем это можно объяснить?

 

- Здесь я бы обратила внимание на такое обстоятельство. Еще некоторое время назад руководством Минздравсоцразвития РФ рассматривался такой вариант: определить ряд препаратов, которые выписываются бесплатно. В случае же, если пациент желает заменить указанный препарат более дорогостоящим или отечественный на импортный, то разницу в стоимости он должен возместить сам. По ряду причин этот вариант не был полностью запущен в работу, но определенное поступательное движение в этом направлении налицо.

Да, проблема существует. И, что примечательно, далеко не всегда с жалобами на недостаточное обеспечение в разные инстанции обращаются люди, действительно находящиеся в сложном положении. Бывает и так, что больше других к себе внимания требуют пациенты, реально получающие весьма значительную бесплатную лекарственную помощь. Они просто привыкли получать все препараты в полном объеме, иногда в ущерб другим больным. А когда им говорят - вам теперь придется немного подождать, потому что средств не хватает, и сейчас нужно обслужить других людей, они начинают негодовать. С такими случаями нам приходится встречаться.

Могу только еще раз напомнить о механизме солидарной ответственности льготников, задействованных в системе ДЛО. Ни одно государство в мире не в состоянии беспредельно увеличивать размер финансирования этих расходов. Суть в том, чтобы умело распоряжаться предоставляемыми деньгами.

Если мы сегодня ставим перед собой задачу увеличить продолжительность жизни и дать возможность людям, имеющим хронические заболевания, жить как можно дольше, а такая задача, действительно, стоит, то мы обязаны правильно и разумно использовать выделяемые для этого средства. В качестве примера можно вспомнить о поддержке людей, больных гемофилией. Сейчас таких пациентов у нас значительно больше, чем было раньше. И не потому, что стало больше рождаться людей с таким заболеванием. Просто современные лекарственные препараты, система медицинского обеспечения значительно продлевают им жизнь.

То же самое можно сказать о страдающих сахарным диабетом, некоторыми другими заболеваниями. Для них мы закупаем практически только импортные препараты как более эффективные, потому что понимаем важность проблемы.

Словом, руководство области, министерство здравоохранения прикладывают максимум усилий к тому, чтобы система дополнительного лекарственного обеспечения функционировала у нас успешно, помогала людям. Но и мы ждем от пациентов понимания важности правильного подхода к ней.

- Спасибо за интересную

беседу.

 

 

Юрий СЕЛЕЗНЕВ